Meta тегиВ первой главе этого учебника, об общем построении html документа, я
говорил о том, что все html документы должны иметь вот такой шаблон
кода: <html> - начало документа <head>
- начало головы </head>
- закрытие головы <body>
- начало тела </body>
- закрытие тела </html>
- конец документа
Где между тегами <body> </body> указывается информация предназначенная для вывода на экран в нужном нам виде, а между тегами <head> </head>
исключительно служебная информация предназначенная для поисковых систем
и браузеров тех или иных пользователей. Так что же это за информация
такая и для чего она нужна? Отвечу, планомерно и порционально в этой
главе. С тегом <title> мы уже знакомы, с помощью него мы указываем имя документа в заголовке страницы. Теперь новый тег <meta> (закрывающего тега не требует) с помощью него мы и будем указывать эту самую служебную информацию на нашей страничке. <meta> тег имеет следующие атрибуты:
- http-equiv - указывает браузеру как следует обработать основное содержание документа, точнее на основе каких данных.
- name - информационное имя. (применяется в паре с атрибутом content)
- content - информационное содержание, связанное с мета именем (name)
Теперь на примерах будем вникать в суть дела. Пример (очень нужный и важный): <meta http-equiv="Content-Type" Content="text/html; Charset=Windows-1251"> Сначала расскажу зачем необходима эта строка в заголовке html
документа. Данная запись указывает браузеру кодировку в которой была
написана данная страница - формат документа и раскладку клавиатуры, в
данном случае это кириллица для Windows. Если эту строку не писать в
заголовке страницы, то есть большая вероятность что весь текст на Вашей
странице отобразится в виде непонятных человеку "иероглифов" у разных
пользователей тех или иных браузеров. Конечно, пользователь может
применить к такому документу команду в браузере Вид->Кодировка->Кириллица, но он может не знать о данной функции, да и зачем утруждать человека данным действием.
Теперь разберём по "слогам" нашу запись: <meta http-equiv="Content-Type"
- указываем что в этом мета теге мы будем заниматься Content-Type - типом содержания Content="text/html;
- а именно его текстом Charset=Windows-1251">
- документ для Windows - Кириллица где 1251 кодировка раскладки клавиатуры, так например Английская клавиатура будет задаваться Charset=Windows-1252 В настоящее время продвинутые веб-мастера рекомендуют использовать кодировку UTF 8 То есть писать в голове документа вот так: <meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=utf-8"> Пример: <meta http-equiv="Content-Language" Content="ru"> В этой строчке говорится о том что язык Language документа является русским Content="ru" Неправильная установка языка и раскладки клавиатуры может привести к печальным последствиям. Пример: <meta name="author" Content="Остап Бендер"> <meta name="copyright" Content=""Рога и копыта" Остап Бендер"> Данные метаописатели предназначены для заявления об авторских правах непосредственно в заголовке html кода, так name="author" указывает имя автора страницы, а name="copyright"
авторское право (копирайт) в котором может указываться фамилия, имя,
отчество автора сайта, название фирмы, бренда.. и т. д. Кроме того
включив в заголовок документа такое описание Вы значительно упростите
задачу поисковой машине при поиске Вашего сайта по имени автора,
названию фирмы, бренду... Пример: <meta name ="Generator" Content="Microsoft Notepad"> Если хотите можете указать с помощью какого html редактора была написана данная страница. Пример: <meta name="description" Content="Производим закупку по выгодным ценам рогов и копыт!"> Description - краткое описание страницы. Данное
описание частенько используется поисковыми системами для вывода в
результатах поиска, по какому либо запросу, информации о сайте и его
назначении. Пример: <meta name="keywords" Content ="рога, копыта, рожки, рог,
копыто, копытце, закупка, покупка, приобретение, выгодно, продать,
купить, сбыть, реализовать, корова, бык, коровьи, бычьи, оплата, деньги,
наличные, цена, цене"> Keywords - ключевые слова веб-страницы, опять таки предназначены для поисковых машин. Представьте что Вы ищете в какой либо поисковой системе сайт с
информацией о том где можно продать те же рога и копыта :) Какие слова и
фразы Вы будите вводить в строке "Поиск"? ну наверно что то типа: "Где
продать коровьи рога?" или "Реализовать копыта по выгодной цене" Так вот
если определить ключевые слова и так сказать предугадать мысли
потенциального посетителя можно надеяться на то, что та или иная
поисковая система выдаст ссылку на Ваш сайт в первых строчках результата
поиска. Конечно ввод данного метоописателя не есть гарант того что
именно Ваш сайт займет первые места в поиске по данным словам, но всё же
не стоит им пренебрегать. Впрочем, оптимизация и раскрутка сайта это отдельная тема для разговора. Помните что описание description не должно превышать по длине более 200 символов, а ключевые слова keywords 1000 символов, иначе это может пагубно отразится при продвижении Вашего сайта в ТОП поисковых систем. Пример: <meta name="Publisher-Email" Content="Ваш_e-mail@сервер.домен"> <meta name="Publisher-URL" Content="http://www.Ваш_сайт/"> Думаю понятно.. здесь указывается адрес Вашего почтового ящика Publisher-Email и адрес сайта Publisher-URL Пример: <meta name ="revisit-after" Content="15 days"> Если некая страница на Вашем сайте подразумевает постоянное
обновление и/или дополнение информационным содержанием, то хорошо было
бы включить данное описание в заголовок данной страницы. Такое введение
позволит программе роботу своевременно посещать Ваш сайт и индексировать
его содержание. В нашем примере мы заявили о том, что собираемся
обновлять содержание на странице не менее одного раза в 15 дней, можете
не сомневаться программа робот возьмет Ваши планы себе на заметку и
будет приходить "к Вам в гости" раз в пятнадцать дней, для того чтобы
проверить ничего ли у Вас не изменилось.. Пример: <meta http-equiv="expires" content="Sun, 24 jan 2010 12:28:36 GMT+03:00"> Для того чтобы ускорить загрузку страницы, а так же сэкономить трафик
современные браузеры сохраняют посещаемые пользователем страницы в кэш
(на жёсткий диск), и при повторном посещении загружают их не с сервера, а
непосредственно с кэша. На самом деле такая функция хороша собой.. но
есть одно "но", дело в том что в браузере может отображаться уже
устаревшая информация, какой либо страницы. Представьте, к примеру, Ваш
сайт представляет собой некое периодическое новостное интернет издание, а
пользователь получит, вместо самых свежих новостей, уже устаревшую
информацию, ту которая хранится у него в кэше!! и не разобравшись в чем
"беда" примет Ваш сайт за "мертвый" заброшенный и никем не обновляемый. Для того чтобы принудительно заставить браузер загружать ту или иную
страницу не с жёсткого диска, а с сервера необходим мета тег с данным
синтаксисом, где указывается день недели, число месяц год время
(чч:мм:сс) и часовой пояс(GMT+03:00 - время
Московское + три часа). День недели и время дня можно не указывать.
Теперь при чтении страницы браузером страница будет грузится с сервера,
если указанная дата и время настало или просрочено, и напротив из кэша
если указанное время еще не наступило. Ниже на всякий случай приведены таблицы сокращений от Английских слов на месяцы и дни недели Месяцы: | От Английского: | Сокращения: |
---|
Январь | January | Jan | Февраль | February | Feb | Март | March | Mar | Апрель | April | Apr | Май | May | May | Июнь | June | Jun | Июль | July | Jul | Август | August | Aug | Сентябрь | September | Sep | Октябрь | October | Oct | Ноябрь | November | Nov | Декабрь | December | Dec |
| Дни недели: | От Английского: | Сокращения: |
---|
Понедельник | Monday | Mon | Вторник | Tuesday | Tue | Среда | Wednesday | Wed | Четверг | Thursday | Thu | Пятница | Friday | Fri | Суббота | Saturday | Sat | Воскресенье | Sunday | Sun |
|
Атрибуту content можно присвоить значение "0" <meta http-equiv="Expires" content="0"> в этом случае страница всегда будет загружаться с сервера. И еще.. некоторые поисковые роботы могут отказаться индексировать документ с заведомо устаревшей датой. - не искушайте судьбу.. Пример: <meta http-equiv="pragma" content="no-cache"> А такая запись вовсе запретит браузеру кэшировать данную страницу. Пример: <meta name="robots" content="Index,follow"> Данный мета тег предназначен для подачи поисковому роботу той или иной команды. Список возможных команд роботу: - Index - индексировать страницу
- Noindex - не индексировать страницу
- Follow - прослеживать гиперссылки на странице
- Nofollow - не прослеживать гиперссылки на странице
- All - индексировать страницу и прослеживать гиперссылки на странице (по умолчанию)
- None - не индексировать страницу и не прослеживать гиперссылки на странице
Пример: <meta http-equiv="Refresh" content="10; URL=http://www.mysite/index.html"> Если вдруг по каким либо причинам Вы задумаете поменять URL адрес
Вашего сайта то хорошо было бы на старом месте оставить страницу вроде
этой: <html> <head> <meta http-equiv="Content-Type" Content="text/html; Charset=Windows-1251"> <meta http-equiv="Refresh" content="10; URL=http://www.mysite/index.html"> <title>Переадресация</title> </head> <body> <font size="+1"> Адрес сайта был изменен, через 10 секунд Ваш браузер будет автоматически перенаправлен по новому адресу:<br> <a href="http://www.mysite.ru/index.html"><b>http://www.mysite.ru/</b></a><br> Нажмите <a href="http://www.mysite.ru/index.html">здесь</a> для того чтобы выполнить переход немедленно.<br> Приносим извинения за доставленные неудобства. </font> </body> </html>
Разберём и осмыслим строчку из примера: <meta http-equiv="Refresh" content="10; URL=http://www.mysite/index.html">
meta http-equiv="Refresh"
- Refresh (восстановление) указывает браузеру что данную страницу необходимо обновить content="10;
- обновить через заданное количество секунд (в нашем случае десять) URL=http://www.mysite/index.html"
- адрес новой/другой страницы на которую следует перейти.
Пример: <meta http-equiv="Refresh" content="30"> А вот если в заголовке Refresh URL адрес
упустить, как показано в примере, то тогда браузер будет постоянно через
каждые 30 секунд (ну или не 30.. сколько пропишите через столько и
будет..) обновлять содержимое данной страницы. Такой метод широко используется в новостных лентах, где информация идет так сказать потоком и требует постоянного обновления. Пример: <meta http-equiv ="Page-Enter" Content="RevealTrans(Duration=1.0, Transition=0)"> <meta http-equiv ="Page- Exit " Content="RevealTrans(Duration=3.0, Transition=23)"> Данные заголовки создают визуальные эффекты при переходе с одной страницы на другую. - Page-Enter - Эффект появления страницы
- Page- Exit - Эффект исчезновения страницы
В которых: - Duration - время действия эффекта в секундах
- Transition - Один из номеров предлагаемых эффектов (от 0 до 23) перечисленных в таблице:
Номер | Описание эффекта | Номер | Описание эффекта |
---|
0 | Прямоугольники внутрь | 12 | Растворение | 1 | Прямоугольники наружу | 13 | Вертикальная панорама внутрь | 2 | Круг внутрь | 14 | Вертикальная панорама наружу | 3 | Круг наружу | 15 | Горизонтальная панорама внутрь | 4 | Наплыв наверх | 16 | Горизонтальная панорама наружу | 5 | Наплыв вниз | 17 | Уголки влево - вниз | 6 | Наплыв вправо | 18 | Уголки влево - вверх | 7 | Наплыв влево | 19 | Уголки вправо – вниз | 8 | Вертикальные жалюзи | 20 | Уголки вправо – вверх | 9 | Горизонтальные жалюзи | 21 | Случайные горизонтальные полосы | 10 | Шажки горизонтальные | 22 | Случайные вертикальные полосы | 11 | Шажки вертикальные | 23 | Случайный выбор эффекта |
Пример:
Файл page1.html
<html> <head> <meta http-equiv="Content-Type" Content="text/html; Charset=Windows-1251"> <meta http-equiv ="Page-Enter" Content="RevealTrans(Duration=1.0, Transition=12)"> <title>Эффекты перехода страниц</title> </head> <body bgcolor="#c5ffa0"> <center> <h2>На заметку:</h2> <font size="+1">Эффекты перехода с одной
страницы на другую работают не во всех
браузерах.</font><hr><br> <font size="+1">Нажмите на "Перейти" чтобы перейти к следующей странице<br> и оценить эффект перехода от одной странице к другой.</font><br><br> <a href="page2.html"><font size="+2">"Перейти"</font></a> </center> </body> </html>
Файл page2.html
<html> <head> <meta http-equiv="Content-Type" Content="text/html; Charset=Windows-1251"> <meta http-equiv ="Page-Enter" Content="RevealTrans(Duration=2.0, Transition=23)"> <title>Эффекты перехода страниц</title> </head> <body bgcolor="#c0e4ff"> <center> <h2>На заметку:</h2> <font size="+1">Эффекты открытия и закрытия веб-страниц будут видны только при переходе <br> от одной страницы к другой или же при помощи кнопок "назад" "вперёд". <br> При первом открыти страницы, а также во время перезагрузки<br> эффекты перехода видны не будут.</font><hr><br> <font size="+1">Нажмите на "Перейти" чтобы перейти к следующей странице<br> и оценить эффект перехода от одной странице к другой.</font><br><br> <a href="page1.html"><font size="+2">"Перейти"</font></a> </center> </body> </html>
Ещё раз напомню о том что мета теги стоит применять умело и
грамотно особенно это касается команд для робота и кодировки символов,
иначе весь Ваш труд может пойти насмарку.. Заголовок Refresh (автоматический
переход на другую страницу) можно использовать не совсем стандартно..
Некоторые авторы используют его для создания своего рода "презентации"
слайд шоу, где сменяющиеся страницы и есть кадры презентации.
Представьте заходит человек на такой сайт а тут ему "Откинетесь на
спинку кресла и расслабьтесь..":) а далее сами по себе пошли картинки,
графики, тексты.. а последняя страница тупиковая где пользователь берёт
сайт "в свои руки" или же может замыкаться на первую. Только всегда
помните о золотом правиле веб-мастера: Главное не переборщить!
|